Как приобщить ребенка дошкольного возраста к русской культуре?

 

Баданина Ксения Геннадьевна

Старший научный сотрудник

МБУК «Нижнетагильский музей

изобразительных искусств»

Как приобщить ребенка дошкольного возраста к русской культуре?

Из опыта работы клуба художественного развития и творчества для детей «Искорка» при НТМИИ

Как приобщить ребенка дошкольного возраста к русской культуре – такой сложной, многогранной и насыщенной? Этот вопрос неизменно встает при разработке занятий в клубе художественного развития и творчества для детей 4-6 лет «Искорка», действующем при Нижнетагильском музее изобразительных искусств с 2010 года. В данный момент мероприятия клуба проходят два раза в неделю, а его руководителями являются сотрудники музея Ольга Семеновых и Ксения Баданина.

В структуре и содержании занятий клуба, посвященных как мировой, так и русской культуре, можно найти некоторые важные черты, которые являются общими для многих детских творческих студий при художественных музеях.

Первая черта. Музейная студия опирается на подлинные произведения искусства, учит ценить их, рассматривать, видеть и даже слышать. Поэтому экскурсия по экспозициям и выставкам музея – важная часть студийного занятия. Но возможно ли с помощью экскурсии приобщить ребенка дошкольного возраста к русской и мировой художественной культуре? Скорее всего, да, если превратить эту экскурсию в незабываемое, волшебное путешествие со множеством сюрпризов и интересных заданий. Другими словами, ввести в музейную экскурсию элемент интерактивности – «диалогичное отношение посетителя с экспозицией (в противовес монологичному рассказу экскурсовода о статичных вещах) и создание особой среды, с которой посетитель может вступить в непосредственное взаимодействие» [2., с. 13]. Мы постарались установить подобный диалог в ходе цикла занятий на выставке народных промыслов и декоративно-прикладного искусства «Много нас, а красота одна». Стоит уточнить, что данные занятия, как и сама выставка, касались не только русской народной культуры, но и культуры других народов России. Как сделать экскурсию по большой, многоплановой выставке интересной, понятной и запоминающейся для детей? К примеру, можно выделить в экспозиции единый увлекательный сюжет, выбрать маршрут и совершить по нему путешествие. Как бы ни было разнообразно искусство народов России, но во всех промыслах есть очень любимые детьми образы – образы животных. Вот и на выставке «Много нас, а красота одна» маленькие посетители студии «Искорка», отгадывая загадки и решая ребусы, собрали свой «Чудесный зверинец» и постепенно знакомились с особенностями, символикой анималистических изображений в различных промыслах. Можно по-другому построить экскурсию – связать предмет искусства со сказкой, историей. Например, во время занятия, посвященного узбекской керамике, дети сидели на подушках, ковриках и с интересом слушали, что именно на таких блюдах, какие они видят сейчас в витринах, подавали арбузы из знаменитой узбекской сказки «О трех арбузных семечках». Важно, чтобы маленькие посетители выбирали понравившиеся экспонаты, делились собственным мнением о них, взаимодействовали с предметами, при возможности.

Вторая черта. Занятия опираются не на информационную базу, а на чувственный, эмоциональный и эстетический опыт ребенка: «Не так важно, что именно ребенок узнает и запомнит в музее. Гораздо важнее, какие новые чувства он испытает, какие необыкновенные сны ему приснятся» [1]. Когда разговор идет о великих русских художниках (И.И. Шишкине, А.К. Саврасове, И.И. Левитане, М.А. Врубеле и т.д.), можно не касаться деталей биографии, тонкостей творческой манеры автора, но нужно попытаться превратить для детей их картины во что-то ощутимое, близкое и знакомое. К примеру, предложить закрыть глаза и очутиться внутри полотна: почувствовать запахи вокруг себя, потрогать понравившиеся предметы, ощутить лучи солнца или капли дождя. А понять эффект такого путешествия помогут рисунки детей по мотивам предложенной картины. Так, в детских работах небо с полотна «Вечер» А.К. Саврасова окрасилось всеми цветами радуги, на деревьях картины «Март» И.И. Левитана выросли яблоки, а рядом с лошадью появился жеребенок. Но самым удивительным стал пример с картиной И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»: дети населили шишкинский лес белками, зайцами, кошками, собаками, самими собой, удивлялись, почему медвежья семья неполная, и дорисовывали медведя-папу. Другими словами, они эмоционально, личностно воспринимали картину, а мы знаем, что знания, основанные на эмоциях, становятся более долговечными и глубокими.

Третья черта. Мероприятия музейной студии являются разнообразными, включают в себя несколько этапов и форм работы: «Гибкий выбор форм, дающий целостный и поликультурный взгляд» [3., с. 31]. Особенности дошкольного возраста таковы, что самая интересная игра, история, картина спустя несколько минут интересной ребенку уже не кажется. Но многоэтапность занятия не позволяет детям заскучать. Более того, подобная структура студийного мероприятия показывает одно и то же явление с разных сторон, помогает ребенку проявить себя и свое отношение к теме занятия. На мероприятии «Веселое и грустное в искусстве» посетители студии «Искорка» могли узнать, как изображают радость и грусть русские художники. В начале занятия мы рассматривали репродукции «печальных» и «веселых» картин: «Аленушка» В.М. Васнецова, «Мальчик со скрипкой» Н.П. Богданова-Бельского, «Стрекоза» И.Е. Репина, «Мальчик с яблоками» Н.И. Тихобразова и т.д. Обдумывали, почему одни герои картин улыбаются, а другие плачут. Затем пытались определить, радостным или грустным является определенный цвет. При этом один ребенок мог назвать «фиолетовый» цветом радости, а другой – «светло-зеленый» цветом грусти. Подобный выбор говорит об их индивидуальности и осознанности. Далее последовала физминутка, в ходе которой детям было предложено изобразить разные и эмоции. Заключительной частью занятия стало индивидуальное творчество – маленькие художники рисовали грустного и веселого клоуна, разделив листок пополам. Кто-то из них изобразил веселого клоуна немного грустным, а кто-то пририсовал грустному улыбку и окружил его забавными цирковыми животными – «чтобы тому не было одиноко и печально». Творческий процесс трудно оценивать объективно, но, на наш взгляд, подобная структура занятия помогает поддерживать интерес детей, делать их активными участниками занятия, воспитывать любовь к творчеству и раскрывать неповторимую индивидуальность ребенка: «Формирование индивидуальности ребенка – одна из основных психолого-педагогических целей изостудии» [4., с. 6].

Четвертая черта. Занятие в музейной студии, при всей важности взаимодействия с подлинными произведениями искусства, должно включать практическую часть, собственное творчество ребенка: «Принцип единства восприятия и созидания. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления» [5., с. 6]. С другой стороны, задача студии при музее отнюдь не в том, чтобы научить маленького посетителя рисовать, лепить, клеить, а, скорее, в том, чтобы привить ему любовь к творчеству и искусству. Занятия в стенах музея позволяют приобщить ребенка не только к русскому изобразительному искусству, но и к литературе, музыке, мультипликации и т.д. А творчество детей становится выражением индивидуального отношения к увиденному, прочитанному и услышанному. Так, многие занятия студии «Искорка» посвящены русской литературе и художникам-иллюстраторам: для детей текст и изображение неразделимы, им важно видеть текст и понимать, прочитывать изображение. К примеру, они с удовольствием знакомятся с иллюстрациями к сказкам А.С. Пушкина, подмечают небольшие детали, которые взрослому человеку не сразу бросаются в глаза (собака и т.д.), но с не меньшим энтузиазмом создают свою белочку, Царевну-Лебедь, золотую рыбку, кота ученого. На наш взгляд, создание детьми иллюстраций к литературным, музыкальным произведениям, а также авторских книг – неотъемлемая часть приобщения их к русской и мировой художественной культуре.

Пятая черта. Современные музейные студии, как и музеи в целом, в разной степени стремятся к формированию и развитию «культуры участия» - «это, прежде всего, свободное, деятельное участие людей в культурных и социальных процессах, возможность для них быть не только “потребителями” или объектами воздействия, но вносить свой собственный вклад в принятие решений и создании культурных событий» [2., с. 8]. Сложно говорить о «культуре участия» относительно детей дошкольного возраста. Ребенок-дошкольник еще не может принимать важные решения, касающиеся работы студии, возможных кардинальных изменений в ней, но он может высказывать свои пожелания, интересы, которые должны учитываться при составлении программы и выборе форм работы. Ведь  приобщение к культуре, искусству будет эффективно только в том случае, если ребенок посещает занятия добровольно и с удовольствием. Как же это проверить? К примеру, можно спросить у родителей, у самого ребенка продолжает ли он рисовать, читать, разглядывать иллюстрации дома. Связано ли это как-то с занятиями в студии? Положительный ответ может служить подтверждением заинтересованности ребенка в занятиях, добровольной основы его посещений. Нужно ли включить ребенка-дошкольника в активное, осознанное участие в работе студии? Конечно, да, но стоит помнить, что одним детям хочется делать что-то свое, особенное, придумывать собственный ход занятия и творческой работы, а другим нужен образец, разъяснение и четкий сценарий педагога: «Необходимо проектировать программы так, чтобы у любого ребенка был максимум возможностей выбрать свой уровень участия в зависимости от способностей» [6., с. 25]. В 2015 году маленькие посетители студии «Искорка» стали участниками конкурса Центральной городской библиотеки «Книга как арт-объект» и создали волшебный город, состоящий из домиков-закладок, внутри которых жил их любимый литературный персонаж: Серая шейка, колобок, Баба-яга и т.д. В основе занятия был образец, готовая идея, но эту идею дети могли наполнить своим содержанием. Они дополняли, перерабатывали образы русской и мировой литературы (иногда мультипликации) или даже создавали свои: сказка о потерявшейся собаке, семействе кошек. Могли рассказать новый эпизод на основе получившегося рисунка: «Это Колобок, он сидит в печке и поет». Таким образом, дети, стали не только соавторами занятия, но и авторами большей его части, а расставались со своими домиками-закладками они с большим трудом.

Результат занятий в студии трудно измерить и оценить объективно. Конечно, можно провести тест и узнать, каков уровень знаний в области русской художественной культуры у посетителей клуба «Искорка». Но подобные тесты выведут работу клуба на уровень школьных оценок, а «эстетический опыт (в широком смысле) – это та спасительная зона, где каждый прав хорош и нужен таким, как он есть» [1]. Скорее всего, главный показатель работы детской музейной студии, особенно когда речь идет о дошкольниках, - хорошее эмоциональное состояние детей, их заинтересованность в ходе занятия, желание приходить в студию и продолжать творческий, познавательный процесс вне музея. Данный результат трудно достичь, он требует постоянной работы и творческой, детальной подготовки к каждому занятию, внимательного наблюдения за детьми и анализа их интересов, особенностей. Для студии «Искорка» при Нижнетагильском музее изобразительных искусств важно также подготовить детей к следующему этапу знакомства с русской и мировой художественной культурой – занятиям в студии «Акварель» для детей 7-10 лет.

Безусловно, названные в докладе черты музейной студии нужно усиливать и развивать. К примеру, разрабатывать новые занятия, связанные с русским изобразительным искусством, народным творчеством, литературой, музыкой, традициями и обычаями; искать новые формы включения детей в диалог с произведением искусства; развивать индивидуальный творческий отклик ребенка на увиденное. Важно, чтобы участие детей и родителей в работе студии, выборе тем, методов работы было все более плотным и т.д. Именно при этих условиях позитивный опыт соприкосновения с русской культурой, полученный в детском возрасте, станет базой, на которую будут накладываться все новые знания, ощущения и эмоции.

Список использованной литературы

1. Агапова Дарья. В защиту волшебства // Мамин журнал. Декабрь, 2012. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.museum12345.ru/o-nas/chto-o-nas-pishet-pressa/v-zaschitu-volshebstva/.

2. Агапова Дарья. Культура участия: миллионы диалогов // Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия. / Отв. ред. А.Щербакова. Сост. Н.Копелянская., М. 2012. – с. 8 – 21.

3. Гафар Татьяна. Образование в современном музее: типы программ и направления развития // Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия. / Отв. ред. А.Щербакова. Сост. Н.Копелянская., М. 2012. – с. 29 – 39.

4. Из истории образовательной деятельности Русского музея / Авт.-сост. Б.А. Столяров; М-во культуры РФ, ФГУК «Государственный Русский музей», РЦМПиДТ. – СПб.: ГРМ, 2010. – 56 с.

5. Изобразительное искусство и художественный труд. 1 – 9 классы. / Под руководством и редакцией Б.М. Неменского., М. 2005. – 141 с.

6. Харт Роджер. Участие детей: от симуляции к равноправию. Перев. Н. Копелянской // Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия. / Отв. ред. А.Щербакова. Сост. Н.Копелянская., М. 2012. – с. 21 – 29.

"Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?"
Мф. 16, 26

Наши новости

Фильм-предупреждение

В рамках проекта «Кинопанорама» (кинотеатр «Красногвардеец», Библиотека №15, Миссионерский отдел Нижнетагильской епархии)  состоялось обсуждение фильма «Нелюбовь» режиссёра Андрея Звягинцева.

 

 

Епархиальные миссионерские курсы открыли новый учебный год

Новый учебный год на Епархиальных миссионерских курсах начался с организационного собрания, которое состоялось 16 сентября 2017 года.

 

 

 

 

Приглашаем на Литературную гостиную «Беседа с собственным сердцем»

Тема очередной встречи: На поле Куликовом.

В чём заключается значение победы русского войска в Куликовской битве?

Какова роль князя Дмитрия Донского в этой победе?

Каково значение трудов преподобного Сергия в деле объединения Русских земель?

На нашей встрече мы попытаемся дать ответы на эти вопросы, обратившись к художественной литературе: романам М. Д. Каратеева «Русь и Орда» и Д. Л. Мордовцева «Мамаево побоище».

Литературная гостиная состоится 21 сентября 2017 года в 18.00 в библиотеке №15 (г. Нижний Тагил., ул. К. Либкнехта, дом 19).

Приглашаем всех желающих!

 

Холодная осень Ивана Бунина

Сотрудники Миссионерского отдела Нижнетагильской епархии провели урок вдумчивого чтения для 8 класса школы № 45 в рамках проекта «Сокровища русской культуры»

Современный подросток читает мало. Родители уже не читают ему вслух. В итоге он оказывается ограничен школьной программой. Поэтому так важно читать подростку вслух. И выбирать необходимо лучшие произведения русской и мировой литературы.

Замечательным образцом художественной прозы является рассказ лауреата Нобелевской премии Ивана Алексеевича Бунина (1870 – 1953) «Холодная осень».

 

«Кинопанорама» приглашает

В рамках проекта «Кинопанорама» Миссионерский отдел Нижнетагильской епархии совместно с кинотеатром «Красногвардеец» и библиотекой №15 приглашает зрителей старше 18 лет на просмотр и обсуждение фильма режиссёра Андрея Звягинцева «Нелюбовь».

Просмотр фильма состоится 17 сентября 2017 года в 18-00 в кинотеатре «Красногвардеец» (г. Нижний Тагил, ул. Победы, 26). Цена билета 50 рублей.

На обсуждение приглашаем в библиотеку №15 18 сентября в 18-00 (г. Нижний Тагил, ул К. Либкнехта, 19). Вход свободный.

 
 

Яндекс.Метрика